Ричард Принс – один из самых знаменитых современных американских художников, прославившийся в 80-х годах благодаря двум приёмам: использованию рекламных образов и пере-фотографированию. Последнему приёму Ричард Принс не изменяет вот уже много лет. Недавно он продавал скриншоты чужих фотографий с Instagram по цене около 100 тысяч долларов.

В октябре 2014-го года на выставке «Новые портреты» в нью-йоркской галерее Gagosian Ричард Принс представил 38 портретов – чужих фотографий, которые он взял с сайта Instagram, увеличил и добавил к ним некоторые подписи. Размер каждого полотна – около 122х165 см, стоимость – до  100 000 долларов.

А недавно художник позаимствовал новые снимки пользователей Instagram, чтобы продать их на ярмарке предметов искусства Frieze в Нью-Йорке. Одна из «жертв» Ричарда Принса, Селена Муни, в отместку начала продавать тот же свой снимок за 90 долларов, обещая отдать все вырученные деньги на благотворительность.

девушка

Слева: работа Ричарда Принса, проданная за 90 000 долларов. Справа — фото Селены Муни, продаваемое по 90 долларов.

Тяга к использованию чужих работ при создании своих была характерна Ричарду Принсу на протяжении всей его творческой карьеры, о чём можно убедиться из его биографии.

Ричард Принс. Биография

Ричард Принс родился 6 августа 1949 года в зоне Панамского канала, в то время контролируемой США. В одном из интервью художник рассказал, что его родители работали на правительство. Позже семья жила в Новой Англии, в пригороде Бостона. После окончания школы в 1967 году Принс отправился в Европу. После возвращения – поступил в колледж Нассон в штате Мэн. По описанию художника, в его колледже не было ни оценок, ни особой структуры

А в 1973 году Ричард Принс переехал в Нью-Йорк и присоединился к издательской компании Times. В конце 70-х, будучи приближенным к миру рекламы, Принс начинает фотографировать рекламные изображения, несколько их видоизменяет и выдаёт за свои картины, тем самым поднимая вопрос о понятии оригинальности.

Ричард Принс. Самые известные серии работ

Кроме рекламы, Ричадр Принс обращался к образам бульварного чтива. Так, одной из главных его серий является «Медсёстры», основанная на медицинских романах. При создании работ из этой серии, Принс использовал обложки романов на медицинскую тематику, увеличивал их, изменял фон, используя мрачную палитру, «закрывал» медсёстрам рты хирургическими масками, создавая максимально зловещую атмосферу. Таким образом, художник апеллирует к стереотипному восприятию медсестры как «ангела милосердия» или же сексуального объекта.

Медсёстры

                                                                        Ричард Принс. Из серии «Медсёстры»

Ещё одна знаменитая серия Ричарда Принса – «Ковбои», связанная с мощной рекламной кампанией сигарет Мальборо в 80-х годах. Концепция художника в данных работах проста и, в то же время, спорна. Из обычного скотовода и даже героя вестернов, ковбой Ричарда Принса превращается в гипермаскулинного гей секс-символа. Одна из фоторабот этой серии была продана в 2005 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за более, чем 1 миллион долларов.

ковбой

                                                             Ричард Принс. «Ковбой». 1989

«Монохромные шутки» – начатая Ричардом Принсем в 1985-м году серия изображений, при создании которых художник на больших холстах, покрытых одним тоном краски, выводил тушью анекдоты и шутки, изменяя размер и пропорции текста. В выражениях художник не стеснялся, затрагивая гендерные стереотипы, сексуальную озабоченность и дисфункции семьи.

Richard_Prince                                                                Ричард Принс. Из серии «Монохромные шутки»

В 1999-м году «Шутки» развились в «Чековую живопись», выдавая Ричарда Принса как коллекционера. Теперь художник изображал свои шутки на холсте, покрытом слоем недействительных чеков, подписанных кино-звёздами, которые он собирал много лет. Несколько позже чеки были заменены музыкальными постерами и старой порнографией, придавай шуткам новый бэкграунд.

Ещё в 80-х Ричард Принс был неравнодушен к капотам, трактуя их как трёхмерные холсты. Художник находил капоты в газетах, в рекламной колонке, и заказывал их по почте и расписывал. Серия этих работ так и называется – «Капоты».

Richard_Prince

                                                                            Ричард Принс. Из серии «Капоты»

В 1990-х Принс обратился к байкерской субкультуре. В серии «Подруги»(«Girlfriends») художник использовал аматорские снимки девушек, позирующих рядом с байками, подражая моделям. Такие фотографии присылали в редакцию читатели байкерских журналов, желая похвастаться самым дорогим. Эти работы Ричарда Принса поднимают полемику уязвимости женщин в их стремлении соответствовать мужским фантазиям.

Prince_Girlfriends                                                                             Ричард Принс. Из серии «Подруги»

Серия «Знаменитости» обращается к культивированию в Америке знаменитых людей. Серия представляет собой фотографии звёзд с их автографами, помещенные в рамки. Некоторые автографы – оригинальные, остальные писал сам художник, подчёркивая незначительность автографа сравнительно с реальными достижениями человека.

Работы Ричарда Принса выставлялись на более, чем 100 персональных и групповых выставках. Также они были представлены в рамках Международной биеннале в Вене (1981), Биеннале в Сан-Пауло (1983), Биеннале Витни (1985, 1987, 1997, 2004), Сиднейской биеннале (1986), Венецианской биеннале (1988) и т.д.

Ричард Принс и сам является коллекционером предметов искусства, мебели, книг и интересных артефактов. К примеру, ему принадлежит два издание Джека Керуака с автографом автора.

Отметим, что Ричард Принс – не единственный художник, использовавший чужие работы для создания своих. Кроме него, подобным приёмом пользовались также Энди Уорхол, Гленн Браун и другие.